Случаи из катакомбной жизни

Друзья, обещал иногда рассказывать истории из катакомбной жизни. Задал себе вопрос, какую самую необычную компанию я водил. Водил я многих уникальных гостей, и наших, и иностранцев. Но вот был такой удивительный случай лет одиннадцать назад. Экскурсию заказал для своей семьи рыбак из Херсона. Или Херсонской области. И может быть звали его Владимиром. Часа три я их водил. Его, его жену и сына, парнишку лет восьми. Жена была обута очень неудачно, тапочки с открытыми пятками. Я упрощал наши приключения как мог, но она просила не обращать на нее внимания, так как она сюда ради сына пошла и чтобы быть вместе с семьей. Но самое удивительное не это. Рыбак пах морем и рыбой. И катакомбы, в которых запахов нет, вдруг до предела и неистово заблагоухали морем и рыбой, куда бы мы ни шли. Как в те далекие морские времена, которые, как сейчас помню, закончились 5850000 лет назад. Рыбак был могуч, огромен и широк, его голос ревел, перекрывая бурю и шторм, а глаза горели потусторонним огнём. Его рёв перемещал нас в самое сердце циклона, и при звуках этого победного голоса мои ногти на ногах машинально впивались в палубу. О, этот рёв! Не бывать такому шторму, который бы заглушил настоящего героя. Так началась священная мистерия, где проводника вели за пределы унылого мира обыденных экскурсий…
Помню отчетливо, что мы вышли из катакомб и шатающейся морской походкой отправились к машине, которая была оставлена на частной парковке, так как ее двери не закрывались на ключ. Рыбак открыл багажник, до краев набитый крупными и средними карасями. Нескольких он ловко отправил в кулек и протянул сторожу. А потом он очень, очень по-доброму посмотрел на меня, и я никогда не забуду его громоподобное “Саааньке рыыыбку!”, и он щедро набил еще один кулек и протянул мне. Славные были караси, как выяснилось позже. Я ехал в Одессу на маршрутке, везя домой знатное угощение. И этот рык, побеждающий бурю, больше никогда не выходил из моей головы, став символом благодарности, щедрости, победы и земной славы: “Саааньке, рыыыбку!…”

9.03.2021

**********

Как-то, еще до 2014 года, мне заказали экскурсию на ночное время для занятых гостей из Москвы. Какой-то очень известный актёр российский, но я в них не разбираюсь, модные фильмы и телесериалы не смотрю. Актёр себя вёл необычайно достойно, очень внимательно слушал, всем интересовался, даже минимально не тянул внимание на себя. Никаким образом нельзя было догадаться по его поведению, что он — известный актёр. Смотрелся скромно, с интересом вникал и в историю Одессы, и в добычу камня, и в труд шахтёров, и в будни исследователей. Его жена, правда, пару раз намекала, что в моих рассказах сильно не хватает мистической подоплёки, что я что-то не договариваю и скрываю. Через несколько часов, когда мы уже ехали в машине обратно, она с голосом, интонацией и очень артистично, как могут, наверное, сказать только величайшие актёры, спросила меня: “Александр… Вы… Вы действительно верите? …Вы верите, что катакомбы создали …шахтёры?” На последнем слове она перешла на шепот, и от этого шопота мне до сих пор немного щекотно.

13.05.2021

***********

Как-то ночью я водил экскурсию для очень крутого парня и его подруги, приехавшей из другой страны. У крутого парня была очень крутая машина и пистолет. В пистолетах я не разбираюсь, поэтому не скажу, что крутой пистолет. Пистолет как пистолет. В общем водил я эту пару, он шел прямо за мной с пистолетом в руке, мол ему так спокойнее. Меня таким мало удивишь, разное видел, а хочется человеку — на здоровье. Говорили про шахтеров и евреев, он что-то пошутил про еврея с лопатой, но я в ответ ничего не сказал. Я просто повёл туда, где надо было немного покорячиться на четвереньках. Корячиться с пистолетом — это совсем не то, что корячиться без пистолета. Я быстро пролез и взглядом встречал этого парня. Он протянул пистолет мне, так ему проще было вылезти. Про еврея с пистолетом я не вспомнил ни одной шутки и ждал молча, пока они вылезут. Экскурсия им очень понравилась, после этого я немного поспал дома, а на десять утра у меня была следующая экскурсия — человек двенадцать молодёжи из Казахстана (до четырнадцатого года иностранцев много было). Я привёл казахов ко входу, где ночью меня охранял парень с пистолетом, а там — машины, милиция и кинологи с собакой. Оказалось, что вчера из одесской тюрьмы сбежал заключенный, и ночью он как раз здесь же укрывался недалеко от входа. Милиция внутрь рвалась вообще не сильно и переминалась. Я попросил своих ребят подождать полчасика на природе и предложил помощь сотрудникам с собакой. Собака быстро привела к вещам заключенного, немного одежды в пакете, но самого его не было, след в глубину района не вёл. Вопрос решился. Больше за мной с пистолетом никто не ходил.

14.05.21

*********

Самый стрёмный случай

Люди часто спрашивают меня, не опасно ли ходить под землю. Я им отвечаю. С опытным и разумным проводником ходить по катакомбам безопаснее, чем ходить по центру города самому. Просто в городе мы не думаем об опасностях, которых там полно, начиная от машин и кончая прилетающими кусками фасадов. Под землёй об опасностях думает гид. Изредка мы даже кого-то не допускаем к экскурсии, поскольку некоторые гости несут с собой слишком большие риски. Опасным является не место само по себе, но люди, которые приносят опасность в себе и своих поступках.
Очень-очень давно я вёл небольшую компанию на 6+-часовую вылазку, один из участников шёл уже не первый раз. Минут через сорок от входа он неожиданно стал очень растерян и признался , что болеет какой-то жестокой астмой, всегда носит с собой лекарственные средства, но только что понял, что забыл их в машине. Если начнётся приступ, он может без них минут пять только продержаться. Пришлось с ним экстренно катапультироваться, что в катакомбах не везде возможно. С ним тогда десантирование заняло минут семь, пробирались через запутаннейший район, в котором легко можно ходить кругами пару часов.
Отслеживать опасности, оперативно реагировать и пресекать — сложнейшая задача, и мало кто о ней подозревает, слушая забавные и не очень рассказы забавного и не очень ”экскурсовода”.

16.05.21

************