Эстетика Одесских катакомб

Одесские катакомбы – самые большие в мире, находятся под Одессой и ее пригородами, образованы в результате подземной добычи камня для строительства города. Общая информация еще не раскрывает эстетического содержания феномена Одесских катакомб. Мы хотим видеть красоту, где она? Как говорится, красота в глазах смотрящего. Поэтому начну с себя.

Фотография 1. Клуб «Горизонт», китайская чайная церемония, катакомбы Холодной балки, 2013-й год.

Занимаясь катакомбами с 2000-го года, я далеко не сразу начал обращать внимание на эстетические аспекты своего нового увлечения. Поскольку я пришел в катакомбы со спортивным клубом «Горизонт», меня и интересовали задачи исключительно спортивные (дальше, больше, сложнее), постепенно трансформировавшиеся в спортивно-ориентировочные (понять структуру конкретной подземной системы, работа с картой, запоминание района, навыки ориентирования под землей) и ориентировочно-исследовательские (обнаружение неисследованных и малоисследованных участков, сбор историко-культурной информации). От спортивных и познавательных задач к осознанию эстетической составляющей айсберга Одесских катакомб приходишь далеко не сразу. Просто вначале какие-то районы и места нравятся больше, воспринимаются более интересными. Даже во сне я очень много лазил по катакомбам. Просто такой впечатлительный человек. Где-то в 2012-м году я, наконец, начал фотографировать на копеечную мыльницу, в том числе в катакомбах. Поскольку до этого я много руководил (и подземными выходами, и горными походами), то по должности мне всегда было достаточно сказать имеющимся фотографам, чтобы они запечатлели то, то и то, а еще группу на фоне того камня. Потом мне приносили два диска фотографий или распечатанные фотографии, и я до поры был доволен. Когда начал фотографировать сам, то оказалось, что все неоднозначно, все имеет значение – от маленького шага с фотоаппаратом вперед до освещенных пылинок, опадающих с потолка. Глаза начали раскрываться, раскрываться от удивления. Фотографируя подземные пейзажи и людей, шахтерские рисунки и найденные артефакты, прокручивая самые яркие переживания своего опыта, постепенно повышая планку фото-творчества, я стал видеть все больше и больше красоты вокруг. С 2013-го года я заинтересовался живописью, купил зеркальный фотоаппарат и штатив, начал экспериментировать со светом и выдержкой. Нельзя сказать, что на сегодняшний день у меня появились ответы на все вопросы или что мне известны четкие критерии красивого. Но, исходя из своего опыта, впечатлений, размышлений, анализа, могу сделать несколько тематических обобщений:

1) поскольку в катакомбах царит абсолютная темнота и свет мы туда привносим сами, то и все эффекты освещения, подсветки, рассеяния и отражения света сразу же приобретают творческое значение; игры со светом, ценимые нами в живописи старых мастеров, приобретают в катакомбах те же драматические эффекты; соотношение освещенных пятен и темных силуэтов – это уже прямая дорога к вершинам чисто абстрактной композиции;

Фотография 2. Под землей свет – это жизнь.
Фотография 3. Свет в абсолютной темноте, исследование затопленных катакомб, 2014-й год.
Фотография 4. Тень – полноправная часть композиции, Нерубайские катакомбы, 2013-й год.

2) немалое значение играет подземный колорит – сам камень обладает бесконечным разнообразием оттенков, теплых и холодных, от белесых до буро-коричневых; сам цвет уже задает настроение пространства;

Фотография 5. Подземный колорит, катакомбы Рожнатовки.

3) интереснейший момент связан с пластикой подземных линий – ровные спилы, угловатые грани, разнообразные фактуры, купола обрушений, арочные переходы и криволинейные контуры обвалов – все это просто магнетизирует взгляд искушенного зрителя;

4) часто встречающиеся подземные рисунки и надписи, сочетающие темперамент первобытной наскальной живописи и изысканную каллиграфическую витиеватость, вызывают целую гамму чувств от восторга до печали при значительных и необратимых утратах культурного слоя;

Фотография 6. Шахтерский рисунок 1920-х годов в катакомбах Холодной балки.
Фотография 7. Шахтерский рисунок 1920-х годов в катакомбах Холодной балки.
Фотография 8. Надпись беженцев 1941-го года в катакомбах Холодной балки.

5) артефакты, созданные людьми когда-то давно, брошенные, оставленные, забытые и снова найденные – это всегда радость, встреча, преодоление культурной и исторической дистанции; то, с чем мы имеем дело постоянно, приедается и вызывает чувство обыденности, но точно такой же бытовой предмет, созданный давно и по-другому, позволяет нам «раздвинуть шоры», впечатлиться, задуматься; на этом построены все шедевральные натюрморты, сочетающие хорошо знакомые и диковинно-старинные предметы;

6) люди, их взаимодействие, труд и отдых, баловство и серьезность; выражение лиц людей, уставших, но довольных, преодолевших себя, удивленных, улыбающихся, ищущих, забывших на время свои социальные роли и социальные маски, а потому очень живо присутствующих в настоящем моменте.

Фотография 9. Привал исследователей, катакомбы Ковалёвки, 2016-й год.
Фотография 10. Экологический выход в Одесские катакомбы, 2017-й год.

Чувство прекрасного – это чувство, его сложно формализовать, но можно развить, как и чувство вкуса. Для этого нужно желание, упражнение, рефлексия и, конечно же, хорошая компания классиков и современников!

Summary

Odessa catacombs are the largest in the world, located near Odessa and its suburbs, formed as a result of underground stone mining for the construction of the city. General information does not yet reveal the aesthetic content of the Odessa catacomb phenomenon. We want to see beauty, where is it? As they say, beauty is in the eye of the beholder. Therefore, I will start with myself. Having been engaged in catacombs since the year 2000, I did not immediately begin to pay attention to the aesthetic aspects of my new hobby. This is not to say that today I have answers to all questions or that I know the clear criteria for the beautiful. But, based on my experience, impressions, thoughts, analysis, I can make several thematic generalizations:

1) since absolute darkness and light reign in the catacombs ourselves, then all the effects of lighting, backlighting, scattering and reflection of light immediately acquire creative significance;

2) underground color plays a significant role — the stone itself has an infinite variety of shades, warm and cold, from whitish to brown-brown; color itself already sets the mood for space;

3) the most interesting moment is connected with the plasticity of the underground lines — even cuts, angular faces, various textures, caving domes, arched transitions and curved contours of landslides — all this simply magnetizes the eyes of the sophisticated viewer;

4) often found underground drawings and inscriptions combining the temperament of primitive cave paintings and exquisite calligraphic floridity;

5) old artifacts created by people forgotten and found again — it is always a joy, a meeting, overcoming the cultural and historical distance;

6) people, their interaction, work and leisure, pampering and seriousness; the expression of the faces of people who are tired, but happy, overcoming themselves, surprised, smiling, looking.

The sense of beauty is a feeling, it is difficult to formalize, but it can be developed, as well as a sense of taste. For this you need desire, exercise, reflection and, of course, a good company of classics and contemporaries!