Формирование экологической культуры на примере пещер и катакомб

Контрольная работа по «Социальной экологии», написанная мной на II курсе философского факультета в 2008 году.

План

  1. Введение
  2. Одесские катакомбы
  3. Кап-Кутан
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы

 

  1. Введение

Экология – чрезвычайно обширная и бурно развивающаяся отрасль современного научного знания. Занимаясь взаимоотношениями человека и природы, экология призвана вскрывать вопиющие проблемы этих взаимоотношений [1]. Экология приносит нам печальное, но несомненное знание о том, что человек разрушает среду собственного обитания, однако только из этого знания исходит надежда, что путем оптимизации жизнедеятельности и рациональных самоограничений эта разрушительность сможет быть обуздана.

Много написано и громко сказано о наиболее глобальных экологических проблемах, конечно, этого пока недостаточно, но все-таки к сказанному и написанному моя контрольная работа ничего не прибавит, как минимум затем, чтобы не повторять хорошо озвученные и растиражированные истины. Эта контрольная работа посвящена территориям, удаленным от магистральных путей экологии, здесь я буду размышлять о гораздо меньших масштабах, правда, вызывающих мой самый непосредственный интерес. Речь вроде бы пойдет о пещерах и катакомбах, но на самом деле я попытаюсь осветить вопросы экологической культуры в приложении к этим пространствам.

Увлекаясь больше десяти лет спортивным туризмом и родственными ему видами спорта, я также занимался исследованием Одесских катакомб, участвовал в проектах и экспедициях, связанных с их изучением, поэтому знаю о местных экологических проблемах непосредственно. Об этом можно было бы написать большую содержательную работу, и я уделю пару страниц нашим родным одесским проблемам, но это очень грустная тема, я не вижу пока в ней путей, решений или особых надежд.

За надеждами я обращусь к успешному опыту защиты уникальных туркменских пещер от промышленного вандализма, описанному Владимиром Мальцевым в культовой книге «Пещера мечты. Пещера судьбы» [3], которой я в свое время зачитывался наряду со многими спелеологами.

 

  1. Одесские катакомбы

«Одесские катакомбы» – собирательное название системы подземных лабиринтов, расположенных под Одессой и ее окрестностями. Исторически позднелатинским словом «catacomba» называли подземелья, где христианские общины во II-IV веках спасались от преследования римских властей, проводили богослужения и обряды погребения. Не имея никакого отношения к настоящим катакомбам, одесские подземелья прочно закрепили за собой этот термин. Одесские катакомбы состоят из нескольких типов подземных полостей, примерно 95-97% всей протяженности составляют подземные каменоломни, в которых добывался строительный камень – пильный известняк. Кроме каменоломен здесь известны разведочные горизонтальные и вертикальные горные выработки, военные бункера, подземные ходы, дренажные туннели, подвалы различного назначения (называемые «минами»), ливневые коллекторные туннели, водяные колодцы, естественные пещеры (возраст которых  3,7 млн. лет). Все это, соединяясь в различных сочетаниях между собой, и образует Одесские катакомбы [2, С. 126-128].

В настоящее время Одесские катакомбы по своему хитросплетению лабиринтов являются одними из самых запутанных в мире, их длина оценивается специалистами в 2,5 тыс. километров. Эта цифра вычислена теоретически, более же менее подробная информация имеется по 1,7 тыс. километрам подземных полостей. Для сравнения: протяженность Римских катакомб – 300, Парижских – 500 километров [2, С. 126-128].

Несмотря на то, что Одесские катакомбы – всемирно известны, их полная история еще не воссоздана, также отсутствует адекватная культура отношения к этому уникальному историческому памятнику. Не вдаваясь в такие важные аспекты отношений с катакомбами как регулярные спасательные работы потерявшихся авантюристов и сложную инженерно-геологическую обстановку старой части города, хочется поставить акцент на незаконном сбросе в катакомбы фекалий. Человеку, не занимающемуся исследованием катакомб, трудно представить, что в отдельных, иногда интереснейших, районах этого фантастического лабиринта коридоры и залы выработок превратились в русла фекальных рек и озер. Но зато любой одессит представляет себе, чем в последнее время пахнет пляж Аркадия. Эти процессы аналогичны, фекалии в катакомбы попадают через незаконно пробуренные скважины; в Аркадии фекалии сбрасываются по ливневому коллектору, в который таким же способом врезают собственную канализацию предприимчивые владельцы дач «с поверхности». Количество незаконных скважин постоянно растет, отравляя тысячами тонн фекалий грунтовые и морские воды [4], создавая опасную бактериологическую и эпидемиологическую обстановку [5, С. 11-13], уничтожая эстетическую сторону уникального исторического памятника.

Нарисовав такую печальную картину, да еще и с убийственным запахом, хочется поставить ребром вопрос – ведь тем, кто врезается, известно к чему это ведет, почему же все только усугубляется? На самом деле ситуация еще печальнее. То, что сброс фекалий в катакомбы происходит безнаказанно – это лишь часть более глобальной проблемы. Как говорил профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: «Разруха не в сортирах, а в головах». Здесь приходится додумывать одну очень грустную мысль о том, что врезаться в катакомбы без помощи профессиональных подземников, специального оборудования, точных карт невозможно. Таких специалистов не так мало, но и не так много, в принципе все они крутятся в одной субкультуре, где подземники знают друг друга в лицо, добровольно работают на общем исследовательском фронте. Все (на порядок большее число праздношатающихся не в счет) декларируют исследовательские задачи, общими усилиями в труднейших условиях собирают ценную информацию об истории и геологии катакомб, проводят сложнейшую картографическую работу, совершают открытия. Трудно представить, как те же люди теми же руками и головами, используя полученные знания, прикладываются к уничтожению катакомб, к уничтожению благополучной экологической обстановки нашего города. Наверное, это прибыльное дело и опытные специалисты научились на этом хорошо зарабатывать, а молодые «таланты» научатся у своих более опытных товарищей. Получается, неважно, что колодцами, где еще совсем недавно была питьевая вода, уже пользоваться нельзя, а в исследовательских походах приходится пробираться по затопленным фекалиями штольням с невыносимым смрадом. А ведь это только малая, ощущаемая непосредственно сегодня, часть последствий. А сколько тысяч тонн фекалий еще будет сброшено? Об этом среди исследователей катакомб высказываться и думать не принято. Я не говорю о том, что все исследователи катакомб – поголовно злодеи и оборотни, только некоторые, но наша культура, экологическая культура не способна их остановить. На поверхности, конечно, совершается куда большее зло; подземное зло – лишь его частное проявление. Но еще раз повторюсь, проблема в том, что население города и особенно сами подземники спокойно относятся и терпят сложившуюся ситуацию. Это не коварные американцы разлагают нас изнутри – собственные невежество и равнодушие толкают нас в пропасть!

 

  1. Кап-Кутан

Кап-Кутан – система самых красивых и вероятно самых больших пещер Евразии, расположенных в Кугитангтау – горном хребте на юго-востоке Туркмении, среднем отроге Гиссарского хребта Гиссаро-Алайской горной системы.

Эти пещеры известны с древности, но систематически не исследовались до середины ХХ века, когда этим вопросом занялся ашхабадский геолог Султан Ялкапов, исследовавший известные пещеры и открывший ряд новых, все они характеризовались фантастической концентрацией редчайших и красивейших натечных и кристаллических образований. Как геолог-производственник он должен был предложить и предложил использовать уникальные пещеры в качестве месторождения мраморного оникса, являющегося красивым и дешевым облицовочным камнем; министерство геологии привело приговор в исполнение. В 70-е годы за десятилетие рудником были уничтожены все известные к тому времени участки пещер, даже спелеологи-любители были приучены к мысли о приемлемости уничтожения и разграбления пещер. Когда, осознав масштаб катастрофы, Ялкапов завалил все известные ему входы и отстранился от дел, массовый вандализм уже воспринимался как норма [2, С. 5-15].

Никакие этические тормоза не работали, пещеры подвергались экспоненциально нарастающему разграблению работниками месторождения (половина рабочих мест района), дурной пример заражал все большее количество «слетающихся на вакханалию» геологов, студентов, спелеологов и прочих охотников за сувенирами: «Ну какой аргумент можно противопоставить практиканту, отрывающему сталактит для собственной коллекции, если вчера на его глазах один начальник подарил такой же начальнику погранзаставы, а другой еще более красивый понравившийся образец – девице из заезжей тургруппы? А назавтра его же самого (и еще троих) погонят в соседнюю пещеру за стокилограммовым сталактитом для министерского кабинета» [2, С. 51]. Пещеры воспринимались как обреченные, все этические устои пали, казалось, никакая сила не могла остановить вандализм.

И все же пещеры были спасены, это было чудесное спасение, совершившееся благодаря сложению многих счастливых обстоятельств, но не менее важными здесь надо считать сознательные целенаправленные усилия по борьбе с вандализмом. Коротко перескажу события, описанные Владимиром Мальцевым [2, С. 72-85]. Несмотря на массовый вандализм и потерю этических тормозов, все же у многих возникало внутреннее сожаление о разрушении уникальных фантастически красивых пещер промышленными разработками и стихийным разграблением на сувениры. Сил остановиться не было, но существовала иллюзия, что если будет найдена новая красивая и нетронутая пещера, ее непременно нужно будет сохранить. Такая, превзошедшая все ожидания и всё виденное ранее, пещера нашлась, но по инерции за три года она была уничтожена: «…здесь потолок целого зала, размером чуть ли не со стадион, был густо покрыт ковром снежно-белых и оранжево-красных извивающихся и ветвящихся геликтитов. <…> То тут, то там среди них спускались сталактиты, покрытые причудливыми кораллитовыми кустами. А на полу – блестящая натечная кора, на которой тоже росли всевозможные кусты, и – блестели озера. Не одно, и не два, а десяток. <…> Теперь этот фантастический дворец выглядит просто заброшенной шахтой – валяются запчасти от механизмов, стальные тросы, заплесневелые бревна, пыль» [2, С. 63]. Это стало поворотным пунктом. Только вернувшись в Москву, Владимир Мальцев осознал происходящее, будучи до этого рабочим геологом и рядовым участником вандализма. С осознанием пришло понимание, что раз он – единственный здравомыслящий в этой ситуации, то и вся ответственность на нем, правда «с этим чувством ответственности можно было бы и спокойно помереть от старости, если бы не очередная случайность» [2, С. 73].  В это же время (1979 год) началась революция в рамках самой спелеологии, которая в то время существовала в двух состояниях: пара сотен человек на весь СССР, сотрудничающих с официальными забюрократизированными структурами, и несколько тысяч, просто занимающихся спелеологией, нигде не регистрируясь. Революция началась с того, что группа «неофициальных» спелеологов прошла пещеру Снежная на Кавказе до глубины 1300 метров, побив рекорд страны и выведя пещеру на второе место в мире по глубине, но оказалось, что без санкций официальных спелеокомиссий они никак не могут это опубликовать. Началось движение молодежных, в основном студенческих, рядов спелеологов за пересмотр правил, смену руководства официальных спелеокомиссий и легализацию «диких» групп. Как руководитель одной из «диких» спелеологических групп, подлежащих легализации, Владимир Мальцев увидел в этом возможность действий на два фронта, вторым из которых стала компания по защите пещер Кугитангтау.

Хотя сама спелеологическая революция завершилась пирровой победой, на ее волне усилиями тысяч спелеологов удалось провести массированную атаку по защите пещер. Главным оружием стала пресса, игравшая в то время в обществе намного более важную роль. В первую очередь были подключены журналисты, для прикрытия которых редакции по почте заваливались сотнями писем и откликов читателей, крупных ученых, научно-исследовательских институтов, производственных ведомств. Никто не ожидал столь массированной атаки на столь малозначимый в масштабах государства объект, компания удалась и оказалась очень эффективной, гораздо эффективнее, чем это могло бы быть сейчас, так как сразу начались создаваться всевозможные комиссии партийных структур и министерских ведомств. Очередная министерская комиссия в 1981 году пришла к выводу о недопустимости дальнейшего разгрома пещер и необходимости постепенного сворачивания работ на участке; министерство взяло все на собственный контроль с регулярными проверками. Компания по защите пещер зависла в воздухе, так как министерство могло уже заткнуть рот всем газетам, и в то же время сохранялась значительная свобода для дальнейшего вандализма. Но случилось так, что к очередной проверке нарушения министерских формулировок были настолько вопиющими, что все работы на участке были остановлены полностью и безоговорочно.

Постепенно создали заповедник, а пещеры были включены в реестр ЮНЕСКО, началось массовое паломничество спелеологов на Кугитангтау, но уже с чисто исследовательскими целями.

Наверное, самое важное, что произошло – это изменение в отношении к пещерам и их уничтожению в массовом сознании и в сознании самих спелеологов, когда вандализм стал просто этически неприемлем.

 

  1. Заключение

Пещеры – очень многогранный и тонко сбалансированный мир, поэтому и очень уязвимый. Вред, причиняемый пещере любым посещением, неизбежен, это понимание и рождает современную спелеологию, «в основе которой лежит тезис об обязательной компенсации разрушающего воздействия хотя бы привносом нового знания» [2, С. 39]. Сейчас в спелеологическом сообществе считается нормой подчеркнуто бережное и трепетное отношение к пещерам. Недавно Украинская Спелеологическая Ассоциация запретила использовать в пещерах Крыма карбидные лампы, бывшие до этого основным источником освещения, так как они слишком разрушительны для хрупкого микроклимата пещер. Среди спелеологов это вызвало лишь согласие и понимание, хотя каждый в свое время выложил за такую лампу «кругленькую» сумму. Сегодня, когда в отношении к пещерам у людей работают этические тормоза, когда сформирована высокая экологическая культура, проведение такое проекта оказывается выполнимой задачей.

К сожалению, в отношении наших катакомб нет практически никакой экологической культуры, нет тех этических тормозов, которые удержат подземников и горожан от вандализма. Да и на поверхности экологическое бескультурье повсеместно, а классический вход в загородных катакомбах представляет собой свалку мусора в особо крупных размерах.

Написав контрольную работу до этого места, я начал обсуждать со знакомыми подземниками проблемы, изложенные в разделе «Одесские катакомбы». Вначале их удивляло и раздражало, что я, нарушая обычай замалчивать «издержки производства», говорю о необходимости бороться с незаконным сбросом фекалий в катакомбы. Мне отвечали, что изменить мы все равно ничего не можем, и что мол «людям удобно врезать свою канализацию в катакомбы, и они будут ее врезать». Но это – только первая реакция; практика показала, что настойчивость и моральная правота позволяют достучаться до каждого здравомыслящего человека. Однако, даже достучавшись до двадцати человек за пару недель (в перспективе еще человек сто за пару месяцев) и добившись понимания причиняемого катакомбам и нам зла, я не вижу в своих коллегах готовности перейти от понимания к решительным действиям. Так, руководя спортивным выходом в Нерубайские катакомбы в конце января этого года, я инициировал забивание одной особо производительной скважины «изнутри». Несмотря на групповую солидарность с такими действиями, большую часть работ мне пришлось проделать собственноручно. Вообще характерно, что интерес людей к этой теме поддерживается ровно столько, сколько его подогреваешь. Это грустно, так как у меня есть множество других задач и я не готов самостоятельно забить несколько сот или тысяч скважин, которые, самое главное, будет несложно пробить снова.

Я надеюсь, что в итоге и по отношению к Одесским катакомбам сформируется экологическая культура, заработают этические тормоза. Наступит же это только тогда, когда общество и, прежде всего, общество подземников, жестко и бескомпромиссно осудит бурение и функционирование фекальных скважин.

 

  1. Список использованной литературы
  1. Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная: учебник для студентов высших учебных заведений, пособие для учителей. – М.: Агар, 1999. – 424 с.
  2. Дублянский В. Н. Занимательная спелеология. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 527 с.
  3. Мальцев В. А. Пещера мечты. Пещера судьбы. – М.: Астрель, 1997. – 352 с.
  4. Разгонов Д. Одесса может рухнуть // 2000. – 2005. – № 37 (187).
  5. Суховей Л. Н., Карпенко А. И. Земляные работы в спелеологии. – Одесса, 2000. – 25 с.